пятница, 27 января 2012 г.

Известный постановщик А. Маргулян


Придя в театр в 1922 году и проработав здесь два сезона, Арнольд Эвадьевич значительно поднял музыкальный и сценический уровень спектаклей, сделал качественным звучание оркестра. Благодаря энергии и энтузиазму нового дирижёра театр сделал ощутимый «творческий рывок». Уже первый премьерный спектакль «Мазепа» заставил обратить на себя внимание прессы: «..случилось прямо чудо. То, что представляло две недели назад толпу разрозненных музыкантов, в четверг предстало перед нами в виде прекрасно сыгравшегося музыкального целого, подлинного художественного ансамбля».


Выступая в качестве режиссёра- постановщика, Маргулян подробно прорабатывал сценическую линию каждого персонажа, пробуя новые приёмы для создания правдивых и убедительных образов. За два сезона он обновляет репертуар достаточно редкими и сложными в исполнении операми, такими как: «Черевички» Чайковского, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Тангейзер» Вагнера и впервые поставленным на Урале «Золотым петушком» Римского-Корсакова. Прекрасные отзывы интернет магазинов не сравнятся с этими постановками.

В 1937 году Маргулян вторично приезжает в Свердловск и больше не расстаётся с этим городом. Работу в театре он совмещает с преподавательской деятельностью - заведует кафедрой оперной подготовки в консерватории.

За три предвоенных сезона афиша театра невероятно быстро пополнилась двадцатью новыми названиями - 15-ю операми и 5-ю балетами. В военное время театр отдает предпочтение русской классике, а также широко пропагандирует советскую оперу, актуальную в сюжетно-событийном плане, но не всегда интересную в музыкальном отношении. Были представлены «Гроза» Трамбицкого, «Суворов» Василенко, «Емельян Пугачев» Коваля, «Надежда Светлова» Дзержинского, многие из этих произведений однако оказались нежизнеспособными и быстро исчезли из репертуара. В 1945 году появляется всеми любимая итальянская опера: «Чио-чио-сан» Пуччини, «Паяцы» Леонковалло, «Отелло» Верди, премьера которого состоялась за две недели до окончания войны и стала знаковым событием для театра. Известный музыковед Игорь Бэлза писал: «Отелло» Верди принадлежит к числу прекраснейших и в то же время труднейших произведений оперной литературы, требующих мастерства и художественной зрелости от исполнителей. Этими качествами отмечена постановка бессмертного творения итальянского мастера, которую нам довелось увидеть в Свердловском театре  оперы и балета им. Луначарского. Дирижёр спектакля - художественный руководитель театра, народный артист РСФСР А. Маргулян раскрыл богатство и шекспировскую мощь партитуры Верди. На всём протяжении спектакля оркестр звучит с проникновенной выразительностью, неизменно сохраняя идеальную чистоту интонации и гибкость нюансировки. Постановка «Отелло» - настоящая творческая победа театра. По своему художественному и, прежде всего, музыкальному уровню она сделала бы честь любому театру Москвы и Ленинграда». Через два месяца спектакль «Отелло» был удостоен Государственной (Сталинской) премии.

Событием для театра стала и последняя постановка Арнольда Эвадьевича - опера Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», выполненная в сотрудничестве с режиссёром Л. Д. Ротбаумом и художником В. А. Людмилиным. Маргулян продемонстрировал умение по-новому прочитать партитуру, глубоко проникнуть в замысел композитора, психологически точно дать характеристику образов.

Успех спектаклей Маргуляна определялся также сильным составом труппы, основу которой в 40-50-е годы составляли талантливые солисты: Н. Ф. Егорова, И.М.Горелов, А. В. Новиков, Д. Т. Спришевская, В. Г. Ухов, Д. С. Аграновский, Г.М. Зелюк, Н. И. Кисилевская, А. Г. Азрикан, чуть позже - Валентина Китаева, Нияз Даутов и Ян Вутирас триумвират свердловской оперы. Это было время, когда зрители шли на имена, на исполнителей, которые определяли любовь свердловчан к своему театру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий