суббота, 31 марта 2012 г.

Жизель. По ту и эту сторону кулис



30 и 31 марта на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета состоятся премьеры балета "Жизель, или Вилисы" А. Адана в постановке народного актера СССР, профессора Никиты Долгушина. 

Премьера балета "Жизель" на музыку Адольфа Адана состоялась в 1841 году на сцене Королевской Академии музыки в Париже.
Хореографы Жюль Перро и Жан Коралли сочинили его для танцовщицы Карлотты Гризи. Либреттист Теофиль Готье отыскал сюжет в славянских преданиях, пересказанных Генрихом Гейне.

С течением времени к "Жизели" обратился и довел до совершенства ее хореографию Мариус Петипа, поновой поставив балет в Мариинском театре и сохранив стиль оригинала. С этого времени на афишах "Жизели" показывают 3-х творцов хореографии, а балетмейстеры-постановщики ограничивают собственную роль обновлением традиционной трактовки.

На белорусской сцене данный балет первый раз был поставлен в 1953 году балетмейстером Константином Муллером. Тогда уже партию Жизели танцевала Нина Млодзинская, ну а в роли Альберта выступал Евгений Глинских. В следующих спектаклях - в редакции Дины Ариповой, в постановке Иры Колпаковой - блистали Людмила Бржозовская, Натэлла Дадишкилиани, Инесса Душкевич, Татьяна Ершова, Валентин Давыдов, Владимир Комков, Юрий Троян и прочие знаменитые белорусские танцовщики.

Новый спектакль на белорусской сцене ставит Никита Долгушин, известный российский танцовщик, артист-интеллектуал, артист-философ, исполнивший почти что весь классический репертуар на лучших сценах мира. Долгушин-хореограф - создатель неординарных балетов и концертных номеров, превосходный реставратор шедевров мирового классического наследия, для начала, русской хореографии.

Дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, художник-постановщик - заслуженный дизайнер России, победитель Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев, помощник балетмейстера - Александра Тихомирова. В премьерных спектаклях заняты основные мастера сцены и солисты белорусского балета.

1 комментарий:

  1. #https://www.youtube.com/watch?v=uNwfeVvIoyA
    http://www.dancesport.by/content/romanticheskie-obrazy
    Партия главного героя спектакля, графа Альберта, знала множество различных трактовок. Его изображали и как надменного аристократа, расчетливо соблазнявшего крестьянку, и как бессердечного эгоиста, и как легкомысленного влюбленного, который не разумеет, что творит. Для В. #Давыдова, продолжающего утверждать свою тему, трактовка этой роли могла быть единственно возможной. Полюбивший #Жизель глубоко и искренне, граф Альберт после ее смерти испытывал подлинную душевную драму, и его дальнейшее существование во многом теряло смысл.
    Если верить словам В. #Давыдова, с присущей ему скромностью оценивающего сегодня сделанное им в прошлом и заявляющего, что над ролью #Альберта он задумывался «слегка», то надо отдать должное большой художнической интуиции молодого артиста, сумевшего создать цельный, глубокий образ и нигде не нарушить своеобразную стилистику спектакля. Эстетическое кредо одного из его авторов, либреттиста Т. Готье,— «для того чтобы балет был сколько-нибудь вероятным, необходимо, чтоб в нем было все невероятным» — сказалось па всех компонентах балета: музыка, несмотря на всю свою эмоциональность и драматичность, лишена подлинных потрясений, а хореография переводит на условный язык танца и «эстетизирует» все происходящие в балете события, даже само безумие Жизели, даже саму ее смерть. #В.Давыдов, в отличие от многих других танцовщиков, излишне аффектирующих состояние героя, тонко уловил стилистику этого балета середины XIX века, где царят, употребляя выражение В. Брюсова, «скорбь без отчаяния, страсть
    без поступления, восторг, чуждый безудержности». Его благородно сдержанный #Альберт, со страданиями сильными и искренними, но облеченными в изысканно пластическую форму, легко вписывался в балет, выглядел с ним единым целым. Адажио и дуэты с #Жизелью во втором действии были для него своеобразным философским постижением происшедшего, светлой встречей и одновременно несказанно печальным расставанием с мечтой, с любовью. Логическим завершением такой концепции образа была финальная сцена балета, когда потрясенный, испытавший душевный катарсис граф #Альберт уходит в предрассветную даль, а длинный черный плащ, словно отзвук пережитой трагедии, ниспадает с плеча и тяжелой траурной волной стирает его следы.
    Возвышенная устремленность мыслей, поэтическая лиричность, оптимистическое, светлое мироощущение — эти основные качества артистической индивидуальности В. #Давыдова ярко заявляли о себе в большинстве ролей, исполненных им.

    ОтветитьУдалить