понедельник, 6 февраля 2012 г.

Драматургическая роль элементов балетного спектакля


Один из путей к раскрытию механизмов смыслообразования балетного спектакля, которым двигалось большинство исследователей, - это попытка определения степени участия каждого из элементов балета, имеющего синтетическую природу, в формировании его драматургии, находящей свое выражение в сюжетном и композиционном построении балетного текста. При этом драматургическая роль элементов балетного спектакля понимается по-разному.

В одном случае основой драматургии полагается сценарный проект, а остальные части балета, прежде всего музыка и хореография, получают прикладное предназначение выражать смысл литературной первоосновы. В других случаях такой основой драматургии считают музыку, предопределяющую не только метро-ритмическое построение танца и всего сценического действия, но и смысловое наполнение разворачивающихся перед зрителем пластических картин. Существует, наконец, точка зрения, в соответствии с которой танцевальные элементы в рамках системы хореографической лексики сами по себе обладают законченным смыслом, который они реализуют в конкретных балетных постановках, вносящих лишь некоторые дополнительные смысловые обертоны в значение движений и поз. Здесь хореография считается смыслово-драматургической основой балетной постановки и фактически сводится на нет драматургическая роль сценарного проекта, да и значимость музыки становится подсобно-вторичной.

Мне представляется наиболее плодотворным такое понимание драматургии балета, которое в качестве драматургической основы называет не один из рассмотренных элементов балета - литературный сценарный проект, музыку и хореографию, - а сложную, многообразную систему взаимоотношений между ними, когда становление сценария спектакля, рождение его драматургии происходит не до, а в процессе его постановки и когда порождаемый таким образом смысл находит выражение в целостном композиционно-смысловом построении балетного спектакля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий