Екатерина Максимова в своей книге «Мадам «Нет» писала, что балет - это диагноз, что многие вещи с профессией танцовщика несовместимы, что боль приходится преодолевать почти ежедневно.
У большинства балерин первый и второй палец ноги одинаковой длины, поэтому танцевать удобно. А у Максимовой второй палец короче, из-за этого ей всегда приходилось наматывать на него специальные обмотки. Во время спектакля эта обмотка стиралась мгновенно, и балерина танцевала практически на одном пальце. Однажды на гастролях в Париже она станцевала пятнадцать «Анют» подряд, а там все на пальцах. Максимова до театра в лаптях ходила, перец спектаклем выпивала что-то обезболивающее, мазала пальцы антиожоговой мазью и танцевала, танцевала... Говорят, что когда в антракте она сняла туфли, какой-то человек за кулисами, взглянув на ее пальцы, чуть сознание не потерял. В 1975 году ее поставили из второго состава на замену. Она не готова была танцевать, но балетмейстер настоял, чтобы она все-таки вышла. Надо было выполнить сложную поддержку, когда балерина оказывается перевернутой вверх ногами на высоко вытянутых руках партнера. Партнер ее поднял, а как выходить из такой поддержки, Максимова не знала. Партнер начал ее спускать - у нее запрокинулись ноги и выскочил позвонок. «Чувствовала - больно, очень больно! Но мало ли, в нашей профессии постоянно присутствует боль, я привыкла терпеть, думала - пройдет», - пишет она в книге. Но боль была адская, не прекращалась ни на минутку, балерина мучилась ужасно, кричала, не могла ни сидеть, ни лежать, ни стоять. Ни в одной больнице ей не могли поставить диагноз. В кремлевке, куда она наконец всё-таки попала, ей сказали: «Про свою профессию забудьте! Если вы отсюда выйдете на костылях, и то будет чудо!» Но в той же больнице нашелся доктор, который установил диагноз: необычная позвоночная грыжа - позвонок выскочил внутрь, и он же ей сказал, что вылечить это невозможно, но на ноги он ее может поставить, если она ему действительно поверит. Максимова поверила, потому что больше всего на свете хотела еще танцевать. Началась невыносимо тяжелая работа: она часами висела на руках, растягивалась, училась заново ходить, наклоняться, не снимала корсет ни днем, ни ночью. Только через год после травмы она станцевала «Жизель». И танцевала еще двадцать лет. После приговора провести остаток жизни в инвалидной коляске.
Комментариев нет:
Отправить комментарий