Яркие достижения азербайджанской культуры хорошо видны на примере такого элитарного искусства, как классический балет. в нашей стране он зародился в 20-е годы прошлого века, но своими успехами, бесспорно, обязан национальным корням и традициям, берущим начало в древней истории народа - музыкального, эмоционального, радушного и гостеприимного до глубины души.
Есть нечто судьбоносное в том, что бережно сохраняющиеся образцы фольклорной культуры азербайджанского народа - канонический, исполнявшийся только женщинами танец с его изысканно эротической хореографией, а также темпераментные массовые пляски, без которых не обходится ни одно празднество, вошли в репертуар профессиональных ансамблей и обрели форму современного сценического действа.
Когда в конце XIX века в Баку усилиями прогрессивно настроенных меценатов и поборников отечественной культуры зарождался своеобразный театральный организм, любительские и частные труппы все чаще стали включать зажигательные народные танцы в концертные программы и как вставные номера в спектакли. Очень популярные, изысканные по пластике, разнообразию и эмоциям движений, они украшали оперные и драматические постановки, а гастроли мастеров балетной сцены вызывали у бакинской публики живой интерес и к классической хореографии. Этот интерес и привел к созданию танцевальных коллективов, мало-помалу становившихся профессиональными.
Да и как могло быть иначе, если уже в 1910 году в Баку по примеру европейских столиц был нефтепромышленниками братьями Маиловыми построен Театр оперы и балета с залом на 2000 мест, который неизменно заполняла местная интеллигенция, уже знавшая толк в искусстве благодаря частым гастролерам - всемирно известным вокалистам и инструменталистам, выдающимся мастерам русской хореографической школы!
В театре сложилась балетная труппа, в которой эпизодически работали известные балетмейстеры М.Ф.Моисеев, И.С.Новиков, И.И.Арбатов, В.И.Вирский, осуществлявшие постановки классических спектаклей «Капелия», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка» и др. Балетная труппа насчитывала тогда около сорока человек - в основном приезжавшие из России на один или несколько сезонов артисты, что, естественно, сказывалось на качестве постановок. Однако активное участие выдающихся мастеров русской сцены Е.Гельцер, Е.люком, К.Маклецовой, М.семеновой, М.Мордкина, Б.Шаврова, В.семенова и других буквально заразило окружающих, особенно молодежь, не только желанием все это смотреть, но и самим пробовать себя в роли балерин и танцовщиков.
Вот почему в начале 20-х в Баку появились балетные студии, из которых две наиболее известные предполагали начальное обучение элементам танцевального искусства и привлекали возможностью участвовать в многочисленных спектаклях, сюжетных миниатюрах и представлениях, вселяя в студийцев надежду стать артистами. Многие из занимавшихся в них со временем стали профессионалами. Претерпев немало преобразований, одна из существовавших с 1923 года под опекой органов народного просвещения балетных студий, приглашавшая профессиональных преподавателей и тесно сотрудничавшая с театром оперы и балета, в 1930 году была преобразована в Бакинское хореографическое училище (БХу). Оно-то и взяло на себя ответственную миссию по подготовке кадров для труппы, цель которой не выходила тогда за рамки подражания российскому театру. Однако время брало свое: совершенствуясь, балет Азербайджана заявил о себе как о самостоятельной единице культуры, и к 50-м годам стал объектом паломничества бакинцев, помногу раз смотревших полюбившиеся спектакли и с энтузиазмом встречавших премьеры.
Как сейчас помню первое потрясение от театра, когда уже знаменитая Гамер Алмас- заде - трогательная, беззаботная и невесомая в образе юной панночки Марии в «Бахчисарайском фонтане» в следующей сцене, оказавшись пленницей в гареме хана Гирея, представала драматической актрисой. Ее эмоций сполна хватило на то, чтобы взбудоражить весь зал, а каждому сидящему в нем почувствовать себя пленником зрелища, называемого театр... балетный театр!
Впрочем, Мария - далеко не первая и тем более не единственная блистательная роль Гамер ханум Алмасзаде на бакинской сцене. Встретившись с ней в 50-е годы прошлого века, мы стали лишь преемниками зрителей, давно полюбивших театр и почерпнувших из встреч с его корифеями много-много художественных впечатлений.
Сегодня легендой кажутся рассказы о маленькой девочке Гамер, по примеру соседки, дочери театрального оркестранта Шуры Степановой отправившейся в платную балетную студию с зажатой в кулачке «пятеркой», выданной папой «на спорт»... Из уст в уста передаются факты биографии Гамер ханум, ставшей первой азербайджанской балериной, и это так естественно и достойно. Ибо именно ей, буквально ощутившей свою ответственность за данный вид искусства и с энтузиазмом, с упоением сделавший все, чтобы он засверкал на небосклоне духовности, принадлежит главная заслуга формирования азербайджанского балета.
И опять нечто судьбоносное угадывается в том, что, едва закончив Бакинское хореографическое училище, всем сердцем прикипевшая к балету Гамер отправилась в Москву, а через некоторое время - в Ленинградское хореографическое училище, чтобы постигать премудрости выбранной профессии. Благо тогда она уже была замужем за молодым композитором Афрасиябом Бадалбейли, и родители не помешали ей отважиться на такой шаг.
Известно, что занималась Гамер Алмасзаде в классе замечательного педагога Марии Романовой, матери великой Галины Улановой, но как-то никто не заострил до сих пор внимания на том, что в школе с мировыми традициями она ощутила себя человеком, которому дано не просто стать балериной, но перенести на родную бакинскую сцену царящую там атмосферу благоговейного и в то же время ответственного отношения к классическому танцу, как и творческий дух, без которого не может состояться его величество балет. И она сделала это - сразу и навсегда.
Нет, труд был многолетний, сложный, постепенный, но слово «сразу» произношу не случайно: в Баку Гамер ханум и ее супруг возвратилась с потрясающим замыслом и почти готовым спектаклем - «Девичьей башне» на музыку Афрасияба Бадалбейли было суждено войти в историю первым национальным балетом, соавтором которого стала первая азербайджанская балерина Гамер Алмасзаде.
Либретто, национальный дух, включение в партитуру партий для народных музыкальных инструментов, как и популярных народных плясок в хореографический рисунок танцевальных партий, - все было согрето сердцем и питалось знаниями талантливого мастера-профессионала, ее окрепшей верой в собственные силы и возможность осуществить самые смелые планы.
Рождение балета «Девичья башня», премьера которого состоялась в Государственном театре оперы и балета в 1940 году, стало поисти- не судьбоносным прорывом для балетной сцены Азербайджана. А личностные качества Гамер ханум - добротное образование, общение с хореографической элитой России в годы учебы, участие в процессе создания большого национального полотна и многие другие обстоятельства позволили ей стать на долгие годы руководителем труппы Азербайджанского государственного театра оперы и балета, следовавшей тенденциям мировой хореографической школы.
Уже к 1940 году Гамер ханум с блеском выступала вместе с партнерами в главных партиях спектаклей, считавшихся вершинами мирового театра, - в «Лебедином озере», «Раймонде», «Красном маке», «Дон-Кихоте» и других балетах. Возглавив же труппу Азербайджанского театра оперы и балета в качестве главного балетмейстера, на долгие 37 лет определила путь развития этого коллектива. В том, что и по сей день он живет активной творческой жизнью, есть, навсегда сохранится все лучшее, что заложено ею.
Из года в год пополнявшаяся выпускниками Бакинского хореографического училища, где Гамер ханум одновременно и также увлеченно работала художественным руководителем, труппа театра к 50-м годам имела все возможности настолько расширить репертуар, что одна за другой представлялись премьеры. Постепенно к традиционным элементам репертуара добавились блистательные «Вальпургиева ночь» и «Половецкие пляски», украсившие оперы «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина. Событиями явились постановки всех трех балетов П.Чайковского - «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» со множеством сложнейших партий, премилой «Арлекинады» Дриго, наконец, имевшего к тому времени столетнюю историю мирового шедевра «Жизель» Адана.
Одновременно шел процесс профессионального роста танцовщиков - пробовать себя в трудных партиях получали возможность все, кто обладал необходимыми данными. Это создавало творческую обстановку, позволяло самым талантливым расти. И если уж нагрузка на лучших увеличивалась, то лишь потому, что уровень исполнительского мастерства «ведущих» спектакли солистов непременно должен был соответствовать мировым стандартам. К примеру, параллельно с Г.Алмасзаде многие спектакли «вели» одаренная балерина, выпускница БХУ Ирина Михайличенко и ставшая впоследствии народной артисткой Советского Союза Лейла Векилова. Завершив образование в Москве, она вихрем ворвалась на сцену, чтобы буквально ошеломить всех виртуозной техникой. Лейла Векилова прославилась как исполнительница всех сложных партий на несколько десятилетий, одновременно готовя все новых балерин и танцовщиков высокого класса уже в стенах БХУ, сменив Гамер ханум на посту художественного руководителя этой школы.
Первым азербайджанцем - профессиональным классическим танцовщиком стал в 50-е годы Максуд Мамедов. уникальные природные данные и трудолюбие позволили ему стать премьером в своей труппе, с успехом выступать за рубежом и в паре со знаменитыми российскими балеринами.
Временем небывалого расцвета азербайджанского балета стали 50-70 годы прошлого века, когда на сцене Баку блистали Г.Алмасзаде, Л.Векилова, И.Михайличенко, Рафига Ахундова, Елена Бутунина, Варвара Рыжова, Виктория Дан- кевич, Валентина Вигант, Тамилла Мамедова, Рая Исмайлова, Валентина Ленская, Элла Алмазова, Людмила Павлий, Сима Фейзуллаева, Юлана Али- кишизаде, Лариса Егорова, Светлана Бурлакова, а также мужчины - Константин Баташов, Юрий Кузнецов, Николай Кузнецов, Максуд Мамедов, Дон- маз Гаджиев, Анатолий Урванцев, Михаил Гавриков, Тофик Мамедов, Хайям Калантаров, Владимир Безруков, Карл Рюмин, Сергей Богданов и многие другие.
Тогда благодаря возросшему числу актеров появилась возможность ставить изысканную, трудоемкую классику. Каждый новый спектакль становился праздником для тысяч бакинцев, неизменно заполнявших зал не только в выходные дни, но и в будни. Интерес, поклонение зрителей служили во многом теми побудительными мотивами, которые порождали все более высокую требовательность актеров к себе.
По историческим меркам это было лишь началом расцвета. Балет стал настолько заметным явлением азербайджанской культуры, что к нему обратили взор лучшие композиторы, и на свет появились свои, азербайджанские балетные произведения, со временем получившие признание далеко за пределами республики.
Трудно перечислить каскад постановок, нескончаемым потоком хлынувших на азербайджанскую сцену. Не просто яркие, красивые, но по-философски мудрые, романтически приподнятые «семь красавиц» и «Тропою грома» Кара Караева, «Гюльшен» солтана Гаджибе- кова, «легенда о любви» Арифа Меликова... Как дань моде появились одноактные «Каспийская баллада» Т.Бакиханова, «Тени Кобыстана» и «Калейдоскоп» Ф.Караева, «Лейли и Меджнун» на музыку одноименной симфонической поэмы К.Караева, «Читра» Ниязи, «Насими», «Шур», «Му- гам», «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Чернушка» А.Аббасова, «Золотой ключик» Б.Зейдмана, «Вдохновение» Л.Вайнштейна, «Бабек» А.Ализаде...
Одна за другой приходили в 50-80-годы на сцену эти постановки, представлявшие собой калейдоскоп движений, звуков, характеров, мыслей, чувств, приобщавший соотечественников к миру прекрасного, возвышавший, побуждая быть чище, добрее, тоньше.
К середине 60-х годов в нашем балете появились собственные звезды. С приходом на сцену талантливых выпускников училища Чимназ Бабаевой, Тамиллы Ширалиевой, Ольги Мотяковой, Ирины Низаметдиновой, Людмилы Летягиной, Владимира Плетнева, Руфата Зейналова, Рамазана
Арифуллина, Гулама Полатханова, Виталия Ахундова и других труппа получила возможность ставить балеты «Шопениана», «Классическая симфония», «Барышня и хулиган», наконец, «Спартак». В них азербайджанские мастера отлично справлялись с техническими трудностями и актерскими задачами, не уступая зарубежным коллегам.
Подлинным триумфом были отмечены гастроли и отдельные выступления отечественного балета в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Горьком, Ростове, Саратове. Азербайджанский балет дважды представлял свои работы во Франции, участвовал в Парижском форуме и удостоен диплома Парижской академии танца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий