четверг, 24 ноября 2011 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ БАЛЕТ – КОРНИ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ


Яркие достижения азербайджанской культуры хорошо видны на приме­ре такого элитарного искусства, как классический балет. в нашей стране он зародился в 20-е годы прошлого века, но своими успехами, бесспорно, обязан на­циональным корням и традициям, берущим на­чало в древней истории народа - музыкального, эмоционального, радушного и гостеприимного до глубины души.


Есть нечто судьбоносное в том, что береж­но сохраняющиеся образцы фольклорной куль­туры азербайджанского народа - канонический, исполнявшийся только женщинами танец с его изысканно эротической хореографией, а также темпераментные массовые пляски, без которых не обходится ни одно празднество, вошли в ре­пертуар профессиональных ансамблей и обрели форму современного сценического действа.

Когда в конце XIX века в Баку усилиями про­грессивно настроенных меценатов и поборников отечественной культуры зарождался своеобраз­ный театральный организм, любительские и част­ные труппы все чаще стали включать зажигатель­ные народные танцы в концертные программы и как вставные номера в спектакли. Очень попу­лярные, изысканные по пластике, разнообразию и эмоциям движений, они украшали оперные и драматические постановки, а гастроли мастеров балетной сцены вызывали у бакинской публи­ки живой интерес и к классической хореогра­фии. Этот интерес и привел к созданию танце­вальных коллективов, мало-помалу становив­шихся профессиональными.

Да и как могло быть иначе, если уже в 1910 году в Баку по примеру европейских столиц был нефтепромышленниками братьями Маиловыми построен Театр оперы и балета с залом на 2000 мест, который неизменно заполняла местная ин­теллигенция, уже знавшая толк в искусстве благо­даря частым гастролерам - всемирно известным вокалистам и инструменталистам, выдающимся мастерам русской хореографической школы!

В театре сложилась балетная труппа, в кото­рой эпизодически работали известные балетмей­стеры М.Ф.Моисеев, И.С.Новиков, И.И.Арбатов, В.И.Вирский, осуществлявшие постановки клас­сических спектаклей «Капелия», «Жизель», «Ле­бединое озеро», «Спящая красавица», «Баядер­ка» и др. Балетная труппа насчитывала тогда око­ло сорока человек - в основном приезжавшие из России на один или несколько сезонов артисты, что, естественно, сказывалось на качестве поста­новок. Однако активное участие выдающихся мастеров русской сцены Е.Гельцер, Е.люком, К.Маклецовой, М.семеновой, М.Мордкина, Б.Шаврова, В.семенова и других буквально заразило окружающих, особенно молодежь, не только желанием все это смотреть, но и самим пробовать себя в роли балерин и танцовщиков.

Вот почему в начале 20-х в Баку появились ба­летные студии, из которых две наиболее извест­ные предполагали начальное обучение элемен­там танцевального искусства и привлекали воз­можностью участвовать в многочисленных спек­таклях, сюжетных миниатюрах и представлени­ях, вселяя в студийцев надежду стать артистами. Многие из занимавшихся в них со временем ста­ли профессионалами. Претерпев немало преоб­разований, одна из существовавших с 1923 года под опекой органов народного просвещения ба­летных студий, приглашавшая профессиональ­ных преподавателей и тесно сотрудничавшая с те­атром оперы и балета, в 1930 году была преоб­разована в Бакинское хореографическое учи­лище (БХу). Оно-то и взяло на себя ответствен­ную миссию по подготовке кадров для труппы, цель которой не выходила тогда за рамки подра­жания российскому театру. Однако время брало свое: совершенствуясь, балет Азербайджана зая­вил о себе как о самостоятельной единице культу­ры, и к 50-м годам стал объектом паломничества бакинцев, помногу раз смотревших полюбивши­еся спектакли и с энтузиазмом встречавших пре­мьеры.

Как сейчас помню первое потрясение от театра, когда уже знаменитая Гамер Алмас- заде - трогательная, беззаботная и невесо­мая в образе юной панночки Марии в «Бахчи­сарайском фонтане» в следующей сцене, ока­завшись пленницей в гареме хана Гирея, пред­ставала драматической актрисой. Ее эмо­ций сполна хватило на то, чтобы взбудора­жить весь зал, а каждому сидящему в нем по­чувствовать себя пленником зрелища, назы­ваемого театр... балетный театр!

Впрочем, Мария - далеко не первая и тем более не единственная блистательная роль Гамер ханум Алмасзаде на бакинской сце­не. Встретившись с ней в 50-е годы прошлого века, мы стали лишь преемниками зрителей, давно полюбивших театр и почерпнувших из встреч с его корифеями много-много художе­ственных впечатлений.

Сегодня легендой кажутся рассказы о малень­кой девочке Гамер, по примеру соседки, дочери театрального оркестранта Шуры Степановой от­правившейся в платную балетную студию с за­жатой в кулачке «пятеркой», выданной папой «на спорт»... Из уст в уста передаются факты биогра­фии Гамер ханум, ставшей первой азербайджан­ской балериной, и это так естественно и достой­но. Ибо именно ей, буквально ощутившей свою ответственность за данный вид искусства и с эн­тузиазмом, с упоением сделавший все, чтобы он засверкал на небосклоне духовности, принадле­жит главная заслуга формирования азербайджан­ского балета.

И опять нечто судьбоносное угадывается в том, что, едва закончив Бакинское хореографическое училище, всем сердцем прикипевшая к балету Га­мер отправилась в Москву, а через некоторое вре­мя - в Ленинградское хореографическое училище, чтобы постигать премудрости выбранной профес­сии. Благо тогда она уже была замужем за моло­дым композитором Афрасиябом Бадалбейли, и ро­дители не помешали ей отважиться на такой шаг.

Известно, что занималась Гамер Алмасзаде в классе замечательного педагога Марии Ро­мановой, матери великой Галины Улановой, но как-то никто не заострил до сих пор внимания на том, что в школе с мировыми традициями она ощутила себя человеком, которому дано не про­сто стать балериной, но перенести на родную бакинскую сцену царящую там атмосферу благого­вейного и в то же время ответственного отноше­ния к классическому танцу, как и творческий дух, без которого не может состояться его величество балет. И она сделала это - сразу и навсегда.

Нет, труд был многолетний, сложный, посте­пенный, но слово «сразу» произношу не случай­но: в Баку Гамер ханум и ее супруг возвратилась с потрясающим замыслом и почти готовым спек­таклем - «Девичьей башне» на музыку Афрасияба Бадалбейли было суждено войти в исто­рию первым национальным балетом, соавто­ром которого стала первая азербайджанская балерина Гамер Алмасзаде.

Либретто, национальный дух, включение в партитуру партий для народных музыкальных ин­струментов, как и популярных народных плясок в хореографический рисунок танцевальных пар­тий, - все было согрето сердцем и питалось зна­ниями талантливого мастера-профессионала, ее окрепшей верой в собственные силы и возмож­ность осуществить самые смелые планы.

Рождение балета «Девичья башня», премье­ра которого состоялась в Государственном те­атре оперы и балета в 1940 году, стало поисти- не судьбоносным прорывом для балетной сце­ны Азербайджана. А личностные качества Га­мер ханум - добротное образование, общение с хореографической элитой России в годы уче­бы, участие в процессе создания большого на­ционального полотна и многие другие обсто­ятельства позволили ей стать на долгие годы руководителем труппы Азербайджанского го­сударственного театра оперы и балета, следо­вавшей тенденциям мировой хореографиче­ской школы.

Уже к 1940 году Гамер ханум с блеском вы­ступала вместе с партнерами в главных партиях спектаклей, считавшихся вершинами мирового театра, - в «Лебедином озере», «Раймонде», «Крас­ном маке», «Дон-Кихоте» и других балетах. Воз­главив же труппу Азербайджанского театра опе­ры и балета в качестве главного балетмейстера, на долгие 37 лет определила путь развития этого коллектива. В том, что и по сей день он живет ак­тивной творческой жизнью, есть, навсегда сохра­нится все лучшее, что заложено ею.

Из года в год пополнявшаяся выпускниками Ба­кинского хореографического училища, где Гамер ханум одновременно и также увлеченно работа­ла художественным руководителем, труппа теа­тра к 50-м годам имела все возможности настоль­ко расширить репертуар, что одна за другой пред­ставлялись премьеры. Постепенно к традицион­ным элементам репертуара добавились бли­стательные «Вальпургиева ночь» и «Половец­кие пляски», украсившие оперы «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина. Событиями явились постановки всех трех балетов П.Чайковского - «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» со множеством сложнейших пар­тий, премилой «Арлекинады» Дриго, наконец, имевшего к тому времени столетнюю историю мирового шедевра «Жизель» Адана.

Одновременно шел процесс профессиональ­ного роста танцовщиков - пробовать себя в труд­ных партиях получали возможность все, кто обла­дал необходимыми данными. Это создавало твор­ческую обстановку, позволяло самым талантли­вым расти. И если уж нагрузка на лучших увеличивалась, то лишь потому, что уровень исполни­тельского мастерства «ведущих» спектакли со­листов непременно должен был соответствовать мировым стандартам. К примеру, параллельно с Г.Алмасзаде многие спектакли «вели» одаренная балерина, выпускница БХУ Ирина Михайличенко и ставшая впоследствии народной артисткой Со­ветского Союза Лейла Векилова. Завершив обра­зование в Москве, она вихрем ворвалась на сце­ну, чтобы буквально ошеломить всех виртуозной техникой. Лейла Векилова прославилась как ис­полнительница всех сложных партий на несколь­ко десятилетий, одновременно готовя все новых балерин и танцовщиков высокого класса уже в стенах БХУ, сменив Гамер ханум на посту художе­ственного руководителя этой школы.

Первым азербайджанцем - профессио­нальным классическим танцовщиком стал в 50-е годы Максуд Мамедов. уникальные при­родные данные и трудолюбие позволили ему стать премьером в своей труппе, с успехом вы­ступать за рубежом и в паре со знаменитыми российскими балеринами.

Временем небывалого расцвета азербайд­жанского балета стали 50-70 годы прошлого века, когда на сцене Баку блистали Г.Алмасзаде, Л.Векилова, И.Михайличенко, Рафига Ахундова, Елена Бутунина, Варвара Рыжова, Виктория Дан- кевич, Валентина Вигант, Тамилла Мамедова, Рая Исмайлова, Валентина Ленская, Элла Алмазова, Людмила Павлий, Сима Фейзуллаева, Юлана Али- кишизаде, Лариса Егорова, Светлана Бурлакова, а также мужчины - Константин Баташов, Юрий Куз­нецов, Николай Кузнецов, Максуд Мамедов, Дон- маз Гаджиев, Анатолий Урванцев, Михаил Гаври­ков, Тофик Мамедов, Хайям Калантаров, Влади­мир Безруков, Карл Рюмин, Сергей Богданов и многие другие.

Тогда благодаря возросшему числу актеров появилась возможность ставить изысканную, тру­доемкую классику. Каждый новый спектакль ста­новился праздником для тысяч бакинцев, неиз­менно заполнявших зал не только в выходные дни, но и в будни. Интерес, поклонение зрителей служили во многом теми побудительными моти­вами, которые порождали все более высокую тре­бовательность актеров к себе.

По историческим меркам это было лишь нача­лом расцвета. Балет стал настолько заметным яв­лением азербайджанской культуры, что к нему обратили взор лучшие композиторы, и на свет появились свои, азербайджанские балетные произведения, со временем получившие признание далеко за пределами республики.

Трудно перечислить каскад постановок, не­скончаемым потоком хлынувших на азербайд­жанскую сцену. Не просто яркие, красивые, но по-философски мудрые, романтически при­поднятые «семь красавиц» и «Тропою грома» Кара Караева, «Гюльшен» солтана Гаджибе- кова, «легенда о любви» Арифа Меликова... Как дань моде появились одноактные «Каспий­ская баллада» Т.Бакиханова, «Тени Кобыстана» и «Калейдоскоп» Ф.Караева, «Лейли и Меджнун» на музыку одноименной симфонической поэмы К.Караева, «Читра» Ниязи, «Насими», «Шур», «Му- гам», «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Чернушка» А.Аббасова, «Золотой ключик» Б.Зейдмана, «Вдох­новение» Л.Вайнштейна, «Бабек» А.Ализаде...

Одна за другой приходили в 50-80-годы на сцену эти постановки, представлявшие собой ка­лейдоскоп движений, звуков, характеров, мыс­лей, чувств, приобщавший соотечественников к миру прекрасного, возвышавший, побуждая быть чище, добрее, тоньше.

К середине 60-х годов в нашем балете появи­лись собственные звезды. С приходом на сцену талантливых выпускников училища Чимназ Ба­баевой, Тамиллы Ширалиевой, Ольги Мотяковой, Ирины Низаметдиновой, Людмилы Летягиной, Владимира Плетнева, Руфата Зейналова, Рамазана

Арифуллина, Гулама Полатханова, Виталия Ахун­дова и других труппа получила возможность ста­вить балеты «Шопениана», «Классическая симфо­ния», «Барышня и хулиган», наконец, «Спартак». В них азербайджанские мастера отлично справля­лись с техническими трудностями и актерскими задачами, не уступая зарубежным коллегам.

Подлинным триумфом были отмечены гастро­ли и отдельные выступления отечественного бале­та в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Горьком, Ростове, Саратове. Азербайд­жанский балет дважды представлял свои работы во Франции, участвовал в Парижском форуме и удостоен диплома Парижской академии танца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий